Программа повышения квалификации
Врач интегративной медицины
Получите комплексный подход к здоровью пациента и откройте новые перспективы в профессии!
Скидка до -22% + бонусы
БОНУС: 1 из лучших углубленных курсов в записи на выбор!
Чтобы наладить эффективное взаимодействие врача и пациента, доктору требуются некоторые навыки, которым, к сожалению, не всегда обучают в медицинских ВУЗах. Общение с людьми, которые испытывают страдания из-за заболеваний и на этом фоне имеют определённые психоэмоциональные особенности, – важная часть работы любого доктора. Поэтому необходимо развивать коммуникативные навыки и умение разрешать конфликтные ситуации в позитивном ключе.
Эта тема настолько обширна, что по ней стоило бы создать отдельный курс в рамках высшего медицинского образования. В некоторых ВУЗах такие программы обучения есть, существуют курсы повышения квалификации по конфликтологии, но в целом этого недостаточно. Конечно же, в том небольшом материале мы не сможем осветить все нюансы, но об основном постараемся рассказать.
О том, как врачу лучше всего выстраивать отношения с пациентом, рассуждали многие доктора и философы. Предпринимались попытки систематизации.
Так, в 1972 году американский специалист по биоэтике Роберт Витч выделил четыре модели взаимодействия между врачом и пациентом:
В 1992 году врачи Ezekiel J. Emanuel и Linda L. Emanuel выделили свои четыре типа взаимодействий: патерналистскую, информативную (аналог инженерной по Витчу), интерпретивную (когда врач подробно информирует, «обучает» пациента, помогает ему принимать верные решения) и совещательную (аналог коллегиальной).
Существуют и другие классификации. На деле обычно в разных пропорциях присутствуют элементы всех моделей. Лейтмотив современных врачебно-пациентских отношений – сотрудничество и совместное принятие решений. Такой подход помогает установить взаимное доверие, избежать многих конфликтов, повысить комплаентность.
Как же установить такие отношения? В этом помогут некоторые базовые принципы взаимодействия врача и пациента:
Как бы ни вёл себя врач, ему всё равно будут попадаться «негативные» пациенты. Это данность: любое взаимодействие между людьми периодически генерирует конфликты.
Негативные реакции бывают разными, и в зависимости от этого будут различаться виды взаимодействия врача и пациента:
Можно выделить четыре основных способа решения конфликтов, каждый из них обладает преимуществами в тех или иных ситуациях. Наиболее выигрышным для обоих сторон всегда является сотрудничество:
Разберём некоторые распространённые ситуации, когда пациенты отказываются от диагностики и лечения по тем или иным причинам, и посмотрим, какой тактики в этих случаях можно придерживаться врачу.
Люди по своей природе боятся перемен в жизни, и страх этот тем сильнее, чем неопределённее будущее и чем меньше контроля сам человек имеет над ситуацией. В медицине не существует идеальных решений: никто не может дать стопроцентной гарантии, что лечение поможет и не вызовет побочные эффекты.
Что делать? Предоставить пациенту как можно больше информации, чтобы он чувствовал себя увереннее, обеспечить эмоциональную поддержку. Врачу и пациенту полезно вместе разобрать предстоящее лечение по схеме BRAN:
Лечение может не устраивать пациента по многим причинам: слишком агрессивное (например, придётся удалить орган или часть тела), высок риск выраженных побочных эффектов, болезненные процедуры, долгий курс терапии, сильные ограничения и изменения в образе жизни и пр.
Что делать? Здесь также поможет хорошее информирование и схема BRAN. Нужно рассказать пациенту об альтернативах, доступных опциях лечения, поддержать решение получить второе врачебное мнение у другого специалиста.
Иногда препятствием для начала лечения может стать депрессия, тревожное расстройство и другие внутренние состояния пациента.
Что делать? В данном случае лучше всего направить пациента к психологу, психотерапевту.
Многие пациенты обращаются к врачам уже с багажом негативного, травмирующего опыта обследования и лечения у других специалистов, в других клиниках. Они отказываются от препаратов и процедур, потому что не хотят снова пережить эти ощущения.
Что делать? В таких случаях нужно объяснить, что этот опыт остался в прошлом. Новый врач будет действовать по-другому, постарается быть более аккуратным, учтёт прежний негативный опыт пациента.
Умение правильно общаться с пациентами, выстраивать доверительные отношения, управлять конфликтами, – это одновременно и наука, и искусство. Каждому врачу необходимо пройти хотя бы базовое обучение этим навыкам, а в дальнейшем их можно совершенствовать практически бесконечно.
Программа повышения квалификации
Врач интегративной медицины
Получите комплексный подход к здоровью пациента и откройте новые перспективы в профессии!
Скидка до -22% + бонусы
БОНУС: 1 из лучших углубленных курсов в записи на выбор!